skip to Main Content
  • +7 916 441 05 82
  • shugal@yandex.ru

Об особенностях налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Практический комментарий.

Прибыль контролируемой иностранной компании (КИК) приравнивается к прибыли, полученной контролирующим лицом этой компании. Прибыль определенных категорий КИК может быть освобождена от налогообложения, например, если КИК является активной иностранной компанией или образована по закону государства — члена ЕАЭС и имеет постоянное местонахождение в этом государстве. Также не нужно платить налог на прибыль, если не достигнут суммовой порог полученной прибыли или величина эффективной ставки налогообложения не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки.

Прибыль определяется по каждой КИК в доле, соответствующей доле участия контролирующего лица.

Прибыль КИК можно определить одним из двух способов:

  • по финансовой отчетности;
  • по правилам гл. 25 НК РФ.

Прибыль всех КИК уменьшается на выплаченные дивиденды, а КИК — иностранной структуры также на сумму распределенной прибыли.

Для КИК, которые подлежат ликвидации, установлена льгота в отношении доходов от продажи ценных бумаг и (или) имущественных прав и расходов на их приобретение. Для использования такой льготы должны быть соблюдены обязательные условия, в частности:

  • активы должны быть проданы контролирующему лицу или его российскому взаимозависимому лицу по определенной цене;
  • процедура ликвидации должна быть осуществлена в установленные сроки.

В целях исключения двойного налогообложения сумма исчисленного налога на прибыль КИК подлежит уменьшению на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли по закону иностранного государства, по закону РФ, и на величину налога на прибыль постоянного представительства КИК в РФ.

НДФЛ нужно платить с прибыли КИК, определенной таким же способом, что и для целей налога на прибыль организаций.

НДС на электронные услуги

С 2017 года Электронные услуги, оказываемые иностранными компаниями (или посредниками — тоже иностранными компаниями) посредством Интернета российским пользователям, являются объектами обложения налога на добавленную стоимость (НДС)- (Федеральный закон от 03.07.2016 N 244-ФЗ).

По данному закону обязанность уплачивать НДС возлагалась как на иностранную компанию, так и на её клиентов (налоговых агентов).
К примеру, налоговыми агентами являются организации и индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся покупателями услуг.

С 2017 года законом предусмотрены два возможных варианта уплаты НДС со стоимости оказываемых иностранными компаниями (или посредниками — тоже иностранными компаниями) посредством Интернета российским пользователям электронных услуг:

1) налог уплачивает иностранная IT-компания (если у нее нет обособленного подразделения, расположенного на территории РФ);

2) налог уплачивает российская организация (предприниматель) как налоговый агент.

Реализация данных вариантов зависела от конечного потребителя электронных услуг и используемой схемы расчетов за эти услуги.

Если потребитель — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем — налог уплачивает иностранная компания.

Если потребителем признается российская организация (индивидуальный предприниматель) или реализация электронных услуг осуществляется с участием указанных лиц, налог уплачивают российская организация или предприниматель.

Однако с 2019г. порядок исчисления НДС скорректирован вновь

Примечание: Причиной корректировки закона послужили отдельные технические препятствия по администрированию НДС, которые не позволяли покупателю качественно исполнять обязанности по уплате НДС даже при наличии соответствующего желания налогоплательщика — иностранного поставщика услуги.

Например, неясно, как интернет-магазин может определить местоположение покупателя электронных услуг. Однозначно ответить на данный вопрос не позволит даже сетевой адрес физического лица или организации — покупателя услуги. Дело в том, что прокси-сервер способен пропустить трафик абсолютно через любую страну (даже через целую цепочку стран) по выбору покупателя услуги. Указанную страну в качестве источника запроса услуги и увидит покупатель.

Кроме того, в настоящее время большое количество покупок через Интернет совершается с помощью электронных кошельков, в результате чего местонахождение банка или оператора электронных средств определить иногда невозможно, особенно в условиях отсутствия необходимости указания телефонного номера покупателя.

Начиная с 1 января 2019 года при оказании иностранными организациями Электронных услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем (потребителем) этих услуг, физическое или юридическое лицо.

Исключение сделано для оказания Электронных услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации.

Также законом установлено, что в 2019 году:

— с российских организаций и предпринимателей сняты обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДС в случае приобретения ими электронных услуг.

— обязанность исчислить и уплатить НДС при оказании электронных услуг  возложена только на иностранные IT-компании либо их агентов, участвующих в расчетах с покупателем.

—  иностранные поставщики электронных услуг обязаны платить налог за всех покупателей, включая юридические лица. При этом налоговая база, как и прежде, определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленной исходя из фактических цен их реализации.

— Закон предусматривает, что документами, подтверждающими место оказания IT-услуг, являются РЕЕСТРЫ операций с указанием следующей информации:

—    стоимости услуг;

— места государственной регистрации предпринимателя или организации;

— места жительства физического лица в России,

— место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, — на территории Российской Федерации;

— сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;

— международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.

Поэтому с 1 января 2019 года иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, обязаны сделать следующее:

  • встать на учет в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • получить ИНН;
  • уплатить налог;
  • ежеквартально сдавать отчетность в форме декларации.

Постановка на учет в налоговом органе и снятие с учета иностранных организаций осуществляются на основании соответствующих заявлений по установленной форме.

Заявление подается не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания таких услуг.

К заявлению необходимо приложить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа.

Подать заявление о постановке на учет в российских налоговых органах зарубежные IT-компании могут также с помощью электронного сервиса «НДС — офис интернет-компаний».

Налоговая база для уплаты НДС определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг (пункт 4 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы.

Back To Top